Приветствие


РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СВОЁМ БЛОГЕ!

Адаптация

 

Шесть уроков адаптации


 Урок 1.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА

К ДЕТСКОМУ САДУ 

Первый поход в детский сад — событие ответственное и во многом нервное. Новое место, новые люди, новые привычки — все это может стать стрессом для малыша.

Чтобы адаптация к садику прошла как можно комфортнее, начинать ее лучше заранее. Рассказываем, когда и как.

Почему адаптация — это важно?

Давайте представим себя на месте ребенка, впервые попавшего в детский сад.

Вот вы, взрослый человек, приезжаете в незнакомый город. Его жители проявляют к вам интерес, что-то говорят и требуют, но вам непонятны их намерения — добрые они или не очень…

В этом городе люди все время бегают, что-то говорят, иногда плачут. И нет такого места, где можно спрятаться, и нет ни одного человека, который помог бы и объяснил, что это за город, чего хотят его жители.

В первые дни в детском саду малыш ощущает тревогу и страх: он остался один на один с незнакомыми людьми, в незнакомой обстановке, где много других детей, незнакомые правила, режим, новая еда. Все — новое! Это стрессовая ситуация для ребенка.

То, как быстро он освоится, зависит не только от воспитателей, но и от родителей.

Когда начинать подготовку? 

Не стоит откладывать подготовку к садику «на потом». Особенно в той части, которая касается психологической адаптации: это просто невозможно сделать за 1-2 недели.

Лучше всего начинать подготовку за пару месяцев до посещения сада. Так что, если вы уже получили «путевку» в садик, не откладывайте!

Чтобы сделать адаптацию максимально комфортной, нужно понимать, какие факторы вызывают у детей самый большой стресс, и постараться их устранить.

Вот что оказывается самым сложным для малышей:

  • расставание с родителями на долгое время;
  • нахождение с чужими взрослыми почти весь день;
  • постоянный контакт с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно;
  • бытовые моменты, которые не знакомы ребенку.

Как действовать?

План подготовки к садику можно разделить на шесть основных этапов.

1. Информирование ребенка о том, что его ждет

Ребенок будет более спокойно реагировать на ситуацию, если знает, что в ней нет ничего опасного.

Поэтому важно заранее рассказывать малышу, что такое садик, чем там занимаются, что его ждет.

В этом отлично помогают книги.

Например, «Дуся и поросенок Бобик»

Эта книга рассказывает о девочке Дусе, которая очень боялась идти в сад — чтобы помочь ей, мама сшила поросенка в зеленых штанишках. Наблюдая за приключениями и переживаниями девочки, малыш поймет, что садик — это совсем не страшно, и научится проживать эмоции.

2. Знакомство с местностью

Гуляйте вокруг будущего садика, показывайте ребенку, как все устроено: чем дети занимаются на площадках, что делает воспитатель.

Будет отлично, если придёте в то время, когда родители забирают детей домой — так малыш убедится, что его не оставят одного.

3. Совместная подготовка

Привлеките ребенка к покупке вещей, которые пригодятся в садике: пусть он сам выберет себе обувь и одежду. Спросите, что он хочет взять с собой, и вместе сложите это в рюкзачок.

4. Положительный настрой

Говорите о садике только в положительном ключе — даже если у вас самих связаны с ним не самые приятные воспоминания. Пусть малыш почувствует, что это место, где его ждут и где ему рады.

5. Настройка режима дня

Постарайтесь за лето выстроить у ребенка режим, максимально совпадающий с тем, что будет в садике. Это касается времени подъема и укладывания, дневного сна, количества приемов пищи.

6. Формирование навыков самообслуживания

Хорошо, если к началу похода в садик малыш будет уметь самостоятельно кушать, снимать и надевать одежду, мыть руки и ходить на горшок.

По материалам сайта deti.mann-ivanov-ferber.ru›.

Урок 2.

 Ошибки родителей и

признаки успешной адаптации


 

 

 

 


 

Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять. 

1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.

2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).

3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.

4. Неподготовленность ребенка к режиму.

5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.

6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).

7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.

8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.

9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.

10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского  сада.            


                                                   Можно дать с собой в садик игрушку.                                         

11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.

12. Незаинтересованность  в адаптации (просто, выгодно взрослым).

13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).

14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.

15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.

16. Какие-то негативные родительские установки о садике.

Как понять, что адаптация закончилась благополучно

Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев.

Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.

Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке:

·          

Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.

·          Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит.

·          При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру.

·          Спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.

Как понять, что ребенок не может адаптироваться

·           Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.

·           Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.

·           Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.

·           Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).

Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги:

1.       Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.

2.       Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).

Также обратите внимание на свои тревоги.

К чему нужно быть готовым

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

·           Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию.

Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой.

Как помочь ему почувствовать себя лучше?

Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.

                                                  В период адаптации проводите с ребенком больше времени.

·           Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, ночной энурез и др.), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия.

Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.

·           Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Например, ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду.

Ваша задача: смягчить эмоции ребёнка, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут пять посидеть обнявшись.

Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия. 

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка.

Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом!

Детский сад для ребенка — это новый, незнакомый и даже пугающий мир.

Вдруг будет скучно? Или ни с кем не получится подружиться? Или там живет большой фиолетовый дракон? Чтобы развеять страхи и пойти в садик с радостью, нужно подготовиться.

Психологи знают, как это сделать. Предлагаем вам чек-лист со схемой плавной адаптации: выполняя простые рекомендации, вы и ребенок будете чувствовать себя увереннее. И с удовольствием сделаете важный шаг.

Как использовать чек-лист

1.       Распечатать и повесить на видное место.

2.       Каждый день выполнять одно или несколько дел из чек-листа.  

     Сделаете — обведите номер пункта или нарисуйте что-нибудь рядом       (сердечко, звездочку, плюсик — что захотите).

3.       Можно использовать советы несколько раз — чтобы закрепить эффект.

4.       Загляните в список ошибок и убедитесь, что не совершаете их.

     Похвалите себя и малыша, когда адаптация к детскому саду пройдет   успешно. 

                   По материалам сайта deti.mann-ivanov-ferber.ru›.

 




























































Урок 3.

Подготовка ребёнка к детскому саду.

Схема плавной адаптации.

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам.

Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).

К чему придется привыкать

Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.

К каким обстоятельствам придется приспособиться 2-3 летнему ребенку?

1.       Расставание с родителями на долгое время. 

Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.

2.       Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. 

С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.

3.       Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. 

Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.

4.       Бытовые моменты. 

Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.

О стрессе

Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Для взрослого или для ребенка.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это не что-то эфемерное, это физиологическая реакция организма.

Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.

                              Ребенок считывает ваши эмоции. 

Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма.

Это зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.

Как минимизировать стресс

Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка.

Как это сделать? Что зависит от родителей?

Факторы, которые помогут вашему ребенку.

1.       Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение, которое взрослые приняли внутренне. Могут быть тревоги о том, как все пройдет, беспокойства, связанные с новизной ситуации.

Но эти тревоги не мешают родителю, не вгоняют его в сомнения, не становятся причиной метаний «а надо, а может не надо». У родителей должно быть внутреннее состояние, что так будет лучше, что это правильно. Это состояние родитель как бы транслирует ребенку. Оно становится опорой для ребенка. Если мама уверена, что так правильно, так хорошо, значит, я тоже в этом уверен.

Это происходит на уровне эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения, сопротивление — разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для ребенка.

2.       Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи.

Почему умение говорить это плюс: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны, ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его расстраивает и что радует.

3.       Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).

Что входит в подготовку?

·       Информационное поле. 

Информирование ребенка о том, что такое садик, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила.

Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Читать детям сказки, рассказывать истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад («А наш дружок сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»).

Проходя мимо любого детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, что там обычно происходит.

Ваша задача как бы создать информационное поле о детском садике. И разговаривать об этом не раз и не два. Причем это должна быть не дидактическая беседа. Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как в садике», «А в садике детки писают на горшок», «Купили тебе рубашку для садика»).

·       Знакомство ребенка с местностью.

Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью.

Если есть возможность сходить в садик на экскурсию — сходите. Если есть возможность погулять по территории — погуляйте. Если у вас уже есть дети, которые ходят в садик, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в садике, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот садик, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером из садика.

·       Совместные подготовительные мероприятия. 

Купите вместе одежду к садику. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский садик.

·       Положительный настрой ребенка. 

Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском садике», «У меня был друг в детском садике, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»).

Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников угрожает детским садиком («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о садике при ребенке или детях.

·       Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. 

Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час.

Какой будет режим в вашем садике, можете узнать заранее у воспитателей, директора или у другим мам, которые уже посещают этот садик. Если вы подошли к садику не подготовившись по режиму, договоритесь с воспитателем, что будете некоторое время приходить к девяти вместо восьми часов (будет ли это возможно, зависит от детского сада, от желания воспитателя помочь вам).

·       Формирование навыков самообслуживания. 

Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком.


Конечно, тут многое зависит от возраста. Если ребенку 1,5 года, то, скорее всего, многому научить не получится, и это с учетом возраста нормально. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.

Примерная схема плавной адаптации

Это примерная схема, которая вводит ребенка в сад постепенно, шаг за шагом.

1.     Если есть возможность познакомить ребенка с садиком, с группой заранее — сделайте это. Можно найти повод для визита: например, узнать что-то, подать документы вместе с ребенком, сходить с кем-то, кто уже ходит в этот сад.

2.     Лучше если первый день (обычно это всего один час или меньше) вы будете с ребенком: пройдете с ним по группе, заглянете в спальню, найдете кровать ребенка, покажете его шкафчик. Посидите какое-то время в группе, чтобы ребенок мог исследовать пространство в вашем присутствии (все зависит опять же от внутренних правил). С вами ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, он будет активно исследовать пространство. Может быть, ваш первый день пройдет на улице.

3.     Важно установить контакт с воспитателем и маме, и ребенку. Вы можете познакомиться, поговорить, представить ребенка воспитателю, а воспитателя ребенку. Лучше если в это время ребенок будет у мамы на руках. Но тут многое зависит и от воспитателя. Постарайтесь поздороваться, улыбнуться воспитателю, а потом как бы передать ребенка в руки воспитателю. Если воспитателей несколько, то знакомимся со всеми.

4.     При расставании целуйтесь, обнимайтесь, говорите ребенку, что придете за ним очень скоро, передавайте его воспитателю и уходите. Приходите через час. Обязательно радуйтесь ребенку, обнимайтесь, целуйтесь. Да, ребенок может плакать. Тогда обнимаете, утешаете и передаете воспитателю. Уходя — уходите. Спокойно идете заниматься своими делами. Не надо прыгать под окнами, под дверью, обуздайте свою тревогу. И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией.

         Расставание не должно быть длинным!

Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме.


Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными духами, какую-то записку-рисунок, можно нарисовать сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).

5.     Какое-то время водите ребенка на пару часов. Обычно в течение недели.

Затем оставьте ребенка на обед, потом на сон. Какое-то время забирайте малыша сразу после сна.

Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что можно оставлять до вечера. Если у вас есть возможность, какое-то время забирайте через пару часов после сна, постепенно увеличивая время (если это нужно).

6.     Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание.

Если вам жалуются на ребенка, то не разбирайтесь в ситуации сразу же — на первом месте должна быть радость от встречи с ним.

Понятно, что это примерная схема. Удастся ли ее применить, зависит от факторов, на которые вы не можете повлиять:

·          правила садика, режим дня, атмосфера в группе, в садике (это то, на что особо повлиять не получится).

·          личность воспитателя, готовность к сотрудничеству (тоже особо не зависит от родителя. Но старайтесь расположить воспитателя к себе и будьте сами дружелюбны).

·          личность самого ребенка, его характер, темперамент, личностные адаптационные способности, жизненный опыт ребенка.

·          детский коллектив.

По материалам сайта deti.mann-ivanov-ferber.ru›.

Урок 4. 

ЧТОБЫ ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРОШЛА СПОКОЙНО,

СЛЕДУЙТЕ ПРАВИЛАМ!

Период адаптации к детскому саду проходят не только дети, но и родители. Непросто с легким сердцем отпустить ребенка в чужой коллектив.

Поэтому первое правило, которое поможет легче перенести адаптацию, — постараться маме и папе справиться с тревогой.

Когда ребенок в садике, займитесь важными делами, на которые не хватало времени. Не стойте у дверей группы, не сидите в раздевалке — не дайте тревоге одержать победу.

Вот еще несколько правил, которые помогут «пережить» адаптацию.

  • Не стройте планов

Каждый ребенок проходит адаптацию по-разному. Некоторые уже через неделю остаются на полный день, другие заболевают на фоне стресса через два-три дня.

Лучше не строить планов, чтобы потом не приходилось их менять. Если есть возможность, первый месяц не выходите на работу или договоритесь с бабушками, чтобы они посидели с малышом в случае болезни.

Также имейте в виду, что ребенок может первые дни ходить в сад с удовольствием, а через неделю (как правило, после выходных) закатывать истерики. Лучше не возлагать на ребенка надежд, чтобы не нервничать самим.

  • Будьте решительными

В раздевалках часто разворачиваются душещипательные сцены: ребенок плачет, мама пытается его успокоить, но от этого слез становится еще больше. Постарайтесь проводить в раздевалке как можно меньше времени. Быстро переодеваете ребенка, проводите ритуал прощания (тепло обнимаете, говорите, когда придете) и сразу передаете малыша воспитателям. Лучше не задерживаться по двум причинам: 1. Ребенок смотрит на других орущих детей и начинает нервничать еще больше. 2. Ребенок воспринимает затянувшееся прощание, как возможность остаться с вами. Он цепляется за этот шанс слезами и криками.

  • Не воспринимайте слезы как боль 

Мы тесно связываем между собой слезы и боль, но у детей слезы — не всегда означают боль. Конечно, малыш страдает, расставаясь с мамой, но ему не больно. Важно понимать, что без слез не обходится практически ни одна адаптация. Слезы — это нормально. Относитесь к ним, как к неотъемлемому элементу первых дней в саду.

  • Откажитесь от угроз

«Если не перестанешь плакать, я за тобой не приду», — в раздевалке порой можно услышать даже такие жестокие фразы. Родители пытаются таким образом успокоить ребенка, но делают только хуже. Малыш и так плачет, потому что боится остаться без родителей, и эти фразы эмоционально «придавливают» его. Чтобы у ребенка сложилось хорошее отношение к садику, никогда не говорите о нем в негативном ключе.

  • Не исчезайте

Заинтересовать малыша чем-то в группе и потихоньку улизнуть, чтобы избежать истерики, — соблазн велик, но не стоит вестись на него. Если так делать, у ребенка резко повысится тревожность. Он будет бояться потерять вас не только в садике, но и дома. Вдруг вы внезапно исчезните, как только он отвернется? И конечно, такой способ не помогает избежать истерик. Ребенок увидит, что вас нет, и начнет все равно плакать. Действуйте по схеме: зашли в раздевалку - раздели ребёнка - сложили вещи - ритуал прощания - ваш уход.

  • Проводите вечера вместе

Мамы и папы становится резко меньше в жизни ребенка. Постарайтесь компенсировать это вечерами — читайте, играйте вместе, разговаривайте и обнимайтесь. Малыш должен знать: дома его любят и ждут.

 

  • Будьте последовательны

Решите для себя, с какой периодичностью будет ходить ребенок в первый месяц.

Некоторые родители, например, стараются устраивать внеочередные выходные, чтобы уменьшить стресс. Главное — быть последовательным. Если обещаете ребенку не пойти завтра в сад, не идите. Если просто лень вставать рано утром, переборите себя, иначе у малыша сложится впечатление, что в сад можно не ходить. Это приведет к еще большим истерикам.

  • Первую неделю не оставляйте на полный день

   Урок 5.

Не у всех родителей есть возможность применить схему плавной адаптации: начать оставлять ребенка на час, постепенно увеличивать это время. Постарайтесь хотя бы первую неделю не водить малыша на полный день.

Привыкание должно быть постепенным.

Лучше никуда не спешить. 

·         Откажитесь от новых впечатлений

В период адаптации у ребенка и так повышается нагрузка на нервную систему. Новые впечатления — кружки, поездки, развлечения — только усугубят ситуацию. В выходные просто соблюдайте режим и проводите время вместе. Это лучший отдых для ребенка.

Легкой адаптации — вам и вашему ребенку! 

По материалам сайта deti.mann-ivanov-ferber.ru›.


УЧИМ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ

Ваш ребенок идет в детский сад. Это важное событие принесет с собой много перемен, к которым стоит подготовиться заранее.

Сегодня подскажем, как составить гардероб для садика, потренировать малыша одеваться самостоятельно, а также как настроить ребенка с помощью книжек.

Что надеть? Выбираем одежду для садика правильно.

Первый поход в садик — стресс. Чтобы облегчить привыкание важно все, в том числе то, во что малыш одет.

Одежду можно использовать как элемент психологической подготовки малыша. Купите основной комплект одежды заранее и расскажите ребенку, что вся эта нарядная одежда для садика.

Вот несколько советов по выбору одежды:

— Одежда должна быть простой для использования малышом. Никаких сложных застежек, шнурков, пуговиц.

— Одежда должна быть комфортной, чтобы в ней легко можно было двигаться. В группах обычно тепло, поэтому не кутайте ребенка. Идеальный вариант — шорты и футболка для мальчика, платье для девочки.

Одежда должна быть, прежде всего, удобной.

— Верхняя одежда должна быть по сезону. Для осени и зимы лучше всего покупать такую одежду, под которую не нужно надевать дополнительный слой. На рукавах должны быть манжеты, на штанинах резинки, чтобы они не задирались.

— Обувь должна быть из натуральных материалов: дышащей для лета и теплой для зимы. И удобной для одевания, например, на липучках.

— Можете сделать бирки или метки на одежде, чтобы она не терялась(на случай одинаковой одежды), а малыш узнавал свои вещи.

Одеваемся самостоятельно.

Научите ребенка одеваться самостоятельно. Вот несколько хитростей, которые помогут быстрее справиться с непослушными штанами и куртками.

Шаг 1. В возрасте примерно полутора лет малыши начинают проявлять интерес к одежде. Именно тогда стоит начать тренировки. Начните с самых простых предметов — шапки и шарфа.

Шаг 2. Чтобы ребенку было интересно одеваться, он должен иметь доступ к своим вещам: шкафчики, вешалки и т д должны быть в зоне досягаемости. Так малыш сможет сам брать одежду.

Также важно предоставлять ребенку выбор. Заранее приготовьте два комплекта одежды и предложите ребенку выбрать самому, что надеть.

Шаг 3. Учимся надевать обувь. Начинать нужно с обуви на липучках. Это самый просто вариант. Чтобы научить ребенка надевать носки, покажите ему, как это делается на собственном примере.

Разбейте задачу на несколько этапов: возьми носок — растяни резинку обеими руками — натяни носок на пальчики — натяни носок выше — проверь, на месте ли пятка и резинка.

Шаг 4. Пуговицы и шнурки. Прежде чем ребенок освоит эти непростые манипуляции, нужно очень много тренироваться. Пусть малыш пробует застегивать и расстегивать пуговицы на какой-нибудь крупной вещи, лежащей на полу.

Шаг 5. Верхняя одежда.

Есть веселый способ, который поможет научить ребенка надевать куртку меньше, чем за 30 сек.

Этот способ используют в Монтессори-садах зимой, когда большой группе малышей нужно одновременно надеть куртки, чтобы выйти на улицу. Итак:

— Кладем куртку на пол, подкладкой вверх, и присаживаемся на корточки возле капюшона.

— Засовываем руки в рукава и поднимаем куртку над головой, руки скользят в рукава.

— Куртка опускается на спину, поправляем ее спереди — и готово!

Секрет из книги «Энциклопедия Монтессори»

 

Что делать, если малыш не хочет одеваться?

Очень часто маленькие дети не любят одеваться, и начинают плакать, как только видят одежду. Что делать?

Вот несколько хитростей от опытной мамы и автора книги «Развивалки» Зины Суровой.

1.     Муха-цокотуха. Одеть ребёнка или поменять подгузник поможет любой звонкий стишок, если читать его каждый раз при одевании — один и тот же. Это станет условным сигналом «Одеваемся!» и вряд ли надоест малышу, ведь дети любят традиции.

2.     Игрушки под рукой. Можно собрать наборы маленьких игрушек и поставить их в прихожей или возле кровати, чтобы давать малышу во время одевания.

3. На верёвочке. Самым упрямым помогает игра с верёвочкой. Это небыстрый, но действенный способ: заранее развесьте всю нужную одежду, а потом вместе с ребёнком снимайте каждую вещь с верёвочки и помогайте ему одеваться.

3.     Клоун. Отличный способ переключить внимание малыша, когда он упирается и капризничает, — чем-нибудь его удивить или рассмешить. Мой старший сын иногда весьма изобретательно отвлекает свою младшую сестрёнку, когда та не хочет одеваться. Он натягивает папины пальто и шляпу, хватает длинный рожок для обуви вместо клюки, горбится, охает — и вот уже по прихожей расхаживает смешной старикашка.

5. Делай как мишка! Поставьте или положите на виду у малыша раскрытую на этой странице книжку и рассказывайте, как одевается мишка.

Читаем книжки про детский сад и разлуку с мамой

Малышу будет непросто привыкнуть к новым условиям. Чтобы облегчить адаптацию, читайте с ним заранее книги про детский сад и расставание с мамой.

Вот две из них:

1.    Дуся и Поросенок Бобик

Эта книга поддержит ребенка, которому скоро нужно будет вливаться в новый коллектив (детский садик, кружки и дополнительные занятия и др.)

Совсем скоро Дуся впервые пойдёт в детский сад. Девочка очень волнуется. Что же её там ждёт? Подружится ли она с кем-нибудь? А вдруг в детском саду живёт большой фиолетовый дракон?

На такой случай Дуся просит маму сшить для неё друга — игрушечного щенка. Ведь с ним никакие драконы не страшны! Но вместо собаки мама шьёт девочке… поросёнка в зелёных штанишках. Поросёнка Бобика!

На следующий день Дуся берёт Бобика с собой в детский сад. Впереди их ждут интересные приключения, новые друзья… И, конечно же, фиолетовый дракон!

2.    Люблю. Мама.

Трогательная книга, которая поможет малышу пережить временное расставание с мамой.

Малыш-пингвин по имени Клювик проводил маму: она уехала на некоторое время по работе. И хотя он знает, что мама скоро вернется, у него есть ее фотография и папа рядом с ним, все-таки ему очень грустно.

И вдруг мама присылает ему подарок, пропитанный ее любовью. Малыш понимает, что не важно, рядом ли сейчас мама: она всегда его любит и тоже скучает. А тут она уже и возвращается домой, и все встает на свои места.

Книга рассказывает о том, что иногда нашим самым близким людям приходится от нас уезжать. Но, даже если их нет с нами рядом, они нас по-прежнему любят. И эту любовь можно выразить многими способами.

В статье использованы материалы книг:

 «Дуся и Поросенок Бобик»«Люблю, Мама» , «Энциклопедия Монтессори» и «Развивалки».

По материалам сайта deti.mann-ivanov-ferber.ru


Урок 6.

ПЯТЬ НАВЫКОВ,

КОТОРЫЕ ПОМОГУТ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Малыш всегда и всюду был с вами, и вдруг кормить, одевать, укладывать спать будет кто-то другой. Представьте, какой это стресс для ребенка. В период адаптации психологи не рекомендуют осваивать новые навыки, потому что и без того дети ощущают сильный стресс.

Поэтому начните прямо сейчас, пока до сентября еще есть время. На что обратить внимание при подготовке к детскому саду?

 

Речь

Говорящий ребенок сильно облегчает жизнь. Всем вокруг. Воспитатель точно будет знать, что ребенку нужно. Малыш сможет рассказать, как прошел его день, и это вас немного успокоит.

Развить речь помогают, например, виммельбухи. Новинка «Курьер» — книга, от которой невозможно оторваться!

Песик Чуня развозит посылки и попадает в разные ситуации. Тут и метеоритные гонки, и километровая пробка, и морское царство… На страницах вы найдете вопросы, которые помогут разговорить ребенка.

Умение называть вещи своими именами

Этот пункт — логичное продолжение предыдущего. От бибик, ням-ням, гули-гули и других «птичьих» слов пора отходить. Учите ребенка называть предметы своими именами. Так воспитателю будет легче понять воспитанника.

Познакомить ребенка с основными понятиями поможет книга «Мама, что это?». В ней вы найдете все необходимые слова (и картинки, конечно!) — предметы гардероба, столовые приборы, игрушки и так далее.

Самостоятельность

Глядя на сверстников, дети очень быстро учатся самостоятельно есть и одеваться. Но это не значит, что родителям не нужно учить этому малышей. Дети быстрее адаптируются к незнакомой обстановке, если смогут многое делать сами. Кроме того, от некоторых навыков зависит здоровье ребенка. Например, тщательно мыть руки или спускаться по лестнице.

Детям нужно понять, в чем смысл того или иного действия.

·         Зачем мыть руки?

·         Чтобы смыть микробы.

·         А что это такое?

 

Ответить на этот и многие другие вопросы поможет книга «Почему?». Зачем обрабатывать рану, в чем секрет мыла, почему нужно спать — на страницах вы найдете понятные ответы на самые злободневные вопросы.

 

Умение слушать

 

Этот навык прекрасно развивается с помощью книг. Побольше читайте детсадовцу, так ребенок учится внимательно слушать и концентрироваться. Тогда не возникнет проблем с тем, что ребенок не слышит просьбы воспитательницы и не понимает, что от него хотят.

Начните с хрестоматии «Давай почитаем». В ней есть стихи, сказки, визуальный словарик — малыш не заскучает за чтением и узнает много новых слов.

 

Эмпатия

 

Способность поставить себя на место другого закладывается с самого раннего детства.

Объясняйте ребенку, что чувствует малыш, у которого отобрали игрушку. Объясняйте, что вы чувствуете, когда ребенок шалит и не слушается. Это поможет малышу в дальнейшем относиться к другим детям мягко и терпимо

«Вот как мы живем» — книга, которая познакомит ребенка с многообразием и многогранностью нашего большого мира.

Автор книги Мэтт Ламот сравнил типичные дни семи детей из разных стран, разбросанных по всему миру. Такие знания дадут представление, что все мы разные, и это нормально.

Ребенок быстрее привыкнет к детскому саду, если вы ему немного поможете. Все в ваших руках!

Желаем легкой адаптации вашему малышу!

По материалам сайта deti.mann-ivanov-ferber.ru›.

 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий