Приветствие


РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СВОЁМ БЛОГЕ!

Статья


Роль эмоционального интеллекта в работе педагога.


Иногда я открыт,
    Иногда – не очень.
Чувства – сильные,
 Мысли – тоже.
Но если одно без другого,
То кто же я тогда?
(Peter Sharp, 2001)

Профессия воспитатель требует большой эмоциональной отдачи. Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом по сравнению с неэмоциональными, потому что им подвластно зажигать детские сердца, вести за собой не только детей, но и их родителей. Они, как правило, популярны и любимы. Но, к сожалению, существует обратная сторона медали: часто наши эмоции дают о себе знать в самый неподходящий момент, например тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие. Управлять своими эмоциями – важное профессиональное качество, которое необходимо вырабатывать любому педагогу.
Безусловно, эмоции и мышление тесно связаны между собой (Изард К.Э., 1999; Рубинштейн С.Л., 1999; Дружинин В.Е.,2003, и др.). Наверное, поэтому в последние годы назрела потребность в конструировании нового понятия «эмоциональный интеллект».
Теорию «эмоционального интеллекта» разрабатывают психологи Питер Саловей и Джек Майер (1990г.). По их мнению, эмоциональный интеллект – это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми. П. Саловей и Дж. Майер выделили 4 основных аспекта данного понятия, каждый из которых, в свою очередь, включает определённые способности:
  1. восприятие эмоций: способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей; способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности; способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоций.
  2. Использование эмоций для улучшения мышления: способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций;  способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений; способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения; способность применять эмоции в процессе создания чего-либо нового.
  3. Понимание эмоций: способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой; способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать; способность понимать возможность одновременного проявления различных эмоций; способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую.
  4. Управление эмоциями: способность быть открытым эмоциональным проявлениям положительным и отрицательным; способность исследовать причины появления определённых эмоций; способность вызывать определённые эмоциональные состояния, продлевать их и выходить из них; способность управлять своими эмоциями; способность помогать другим, справляться с их эмоциями.
Развитие эмоционального интеллекта может служить профилактикой возникновения таких нарушений, как депрессия, раздражительность и т.д., что является особенно важным для педагогов, испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки. Например, распознание общего эмоционального настроя группы необходимо при спонтанной корректировке процесса. Если воспитатель видит, что дети ещё не полностью переключились с предыдущего вида деятельности, то он может предложить им решение нестандартной задачи или загадки.
В общении с родителями воспитателю также важно уметь своевременно распознать эмоциональное состояние собеседника, что позволит грамотно и эффективно спланировать предстоящую беседу. Например, если в группу пришёл очень возбуждённо настроенный родитель, то грамотный педагог, как правило, предоставит ему возможность выговориться (выпустить пар) и только после этого перейдёт к сообщению важной информации. Безусловно, каждый из нас имеет право на проявление собственных эмоций, однако желательно осознавать, относятся ли они к конкретной ситуации, не решаем ли мы в данный момент свои личные проблемы за счёт «подвернувшихся под руку людей».
Понимание собственных негативных эмоций воспитателем является первым шагом на пути управления ими и ситуации в целом. Например, воспитатель, осознав, что в данную минуту его поведением движет гнев, вызванный неприятным разговором по телефону, имеет возможность взять тайм-аут, отменив разговор, либо может воспользоваться одним из релаксационных упражнений, которые обычно выполняет с детьми.
Если же воспитатель не уделяет должного внимания своему эмоциональному состоянию, возможен вариант возникновения такого эмоционального нарушения, как депрессия, гнев, беспокойство и др. (Oatley К., 2004, Г.Браун, Т.Харрис). Авторы одного из крупнейших исследований ХХ столетия в области женской депрессии (Angyle М., 2001) выявили одну из главных причин этого нарушения: серьёзное несоответствие реальности личной жизни женщины уровню её притязаний. Исследования показали, что люди, которые могут находить время для занятий своим любимым делом, чувствуют себя более счастливыми. Таким любимым делом может стать спорт, музыка, танцы, прикладное творчество и т.д.
С. Рейндольдз (1997) считает, что для того чтобы почувствовать себя счастливым, не стоит зацикливаться на каком-нибудь одном аспекте жизни. Счастливые люди занимаются самообразованием в разных сферах: физической, умственной, семейной и т.д., кроме того, обязательно верят в себя.
П.М.Левинсон и М Граф (1973) дают такие рекомендации против депрессии:
Ø  Смеяться
Ø  Думать о чём-то хорошем, что может произойти в будущем
Ø  Думать о людях, которых мы любим
Ø  Дышать свежим воздухом
Ø  Лежать на пляже
Ø  Носить чистую одежду
Ø  Иметь свободное время
Ø  Слушать музыку
Ø  Смотреть передачи о диких животных
Ø  Улыбаться людям

Многие из этих рекомендаций полезны для педагогов, особенно для женщин, которые иногда забывают о своей личной жизни, своих хобби и полностью посвящают себя работе (или добыванию денег). Такой фанатизм приносит свои плоды – высокие результаты – но может привести к профессиональному «выгоранию» педагога, что в конечном итоге обязательно отразиться на самочувствии его самого и окружающих.

Литература:
Лютова-Робертс Е.К, Монина Г.Б.Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб., 2010.
Рейнолдз С. Настроение – отличное, или Как стать счастливым за восемь минут. СПб., 1997.
Argyle М. Тhe Psychology of Happiness. East Syssex2001.



Комментариев нет:

Отправить комментарий