Приветствие


РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СВОЁМ БЛОГЕ!

вторник, 11 ноября 2014 г.

Влияние СМИ на эмоционально-волевую сферу дошкольника.




Влияние СМИ на эмоционально-волевую сферу дошкольника.

Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет - невозможно.
В психологических исследованиях достаточно интенсивно изучаются проблемы особенности личностного, гендерного и профессионального восприятия СМИ (А.А. Вугман, М.А. Папантиму, В.И. Громова, A. Шалимова, М.А. Турчиноваи др.); специфика ее влияния на поведение и ценностные ориентации (Г.Г. Ерошина, М.А. Калиманов, Е.А. Пушканова, М.А. Салюков, Г.А. Козубова,), проблема восприятия рекламы школьниками (Н.С. Лещук, 2003).
По данным профессора В.Г.Крысько, средства массовой коммуникации оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики человека:
·        потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).
·        интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление).
·        эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, волевые процессы).
·        коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).
Негативное влияние СМИ.
В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов.
Научно-техническая революция внесла в жизнь детей новые игры. Всё чаще можно увидеть ребенка не с куклой или машинкой, а у монитора компьютера за очередной игрой. В игре реализуется стремление ребенка-дошкольника приобщиться к миру взрослых. В настоящее время многие родители, приводя ребенка из детского сада, сажают его к телевизору или компьютеру, стараясь тем самым заменить ему реальное общение. Возможно, это связано с большой занятостью родителей или нежеланием заниматься ребенком. Но благо ли это для ребенка?
В дошкольном возрасте ребенок лучше всего воспринимает зрительные образы. Устная речь начинает по-настоящему восприниматься после 4 лет, а до этого кора головного мозга фильтрует информацию прежде, чем она дойдет до центра, заведующего эмоциями. Но зрительные образы насилия ребенок способен воспринимать уже в полтора года: воспринять и начать подражать увиденному! Таким образом, в полтора года зрительные образы, неважно, где увиденные, попадают в головной мозг ребенка, затем следуют в эмоциональный центр.
С экрана на ребенка смотрят не добрые и ласковые глаза мамы, а различные вымышленные персонажи. Девид Гроссман утверждает, что некоторые компьютерные игры полностью копируют компьютерные стимуляторы, которые используются в американской армии. Гроссман считает, что ребенок за игрой-стрелялкой ничем не отличается от пилота за авиастимулятором. Но в отличие от авиастимулятора в игре убийство людей поощряется и подкрепляется призами.
В дошкольном возрасте дети боятся насилия, но если родители, смотрят фильм или передачи со сценами насилия, ребенок постепенно привыкает. И к 6-7 годам ребенок перестает бояться кровавых зрелищ, начинает «любить» их.
За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать, а значит и понять. И в общении с другими детьми у них возникают сложности.
Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно
выделить позитивные моменты:
·        СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод" средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;
·        служит для взаимного информирования властей и населения;
·        снимают социальную напряженность;

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компьютерные игры и СМИ оказывают влияние на эмоционально-волевую сферу. Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа, тем легче корректировать и предупредить закрепление негативных форм поведения в стойкие поведенческие паттерны.
Эмоциональные нарушения, девиантное, агрессивное поведение хорошо освещены в работах Э.И. Дранищевой, С. Кулибали, Ю.М. Ковалевской, Х. Копыстянской, В.И Лысенко, Т.Е. Колесиной, Е.И. Кольчитской, Н.В. Аликиной, Р.В. Повелкиным. 
В своей практической деятельности для предупреждения негативных форм поведения у дошкольников я первоначально ориентируюсь на  профилактическое направление.
Выделяют основные направления профилактических мероприятий:
         построение отношений с воспитателями и педагогами;
         оптимизация детско-родительских отношений;
          организация развивающей среды.

Работу с родителями  я провожу в двух направлениях:
                               информирование (лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, размещенная на стендах в группе, кабинете психолога и т.д.)
                               обучение эффективным способам выплескивания гнева и общения с детьми (лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты).
Для работы с родителями, которые не всегда готовы к тесному сотрудничеству со специалистами,  я первоначально использую наглядную информацию. Например, на стенде можно разместить теоретический материал о влиянии СМИ на поведение ребёнка; причины негативного поведения детей; советы и рекомендации психологов по снятию эмоционального напряжения, несложные релаксационные упражнения.
Можно познакомить родителей с упражнениями на снятие мышечных зажимов, заострить их внимание на том, как полезны для их ребенка игры с песком, с крупой, с водой.
В процессе информирования родителей решаются следующие задачи:
                  переосмысление роли и позиции родителя;
                  развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
                  снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
                  формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;
                  выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
Известно, что и коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки и участия родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.
В своей практической деятельности по предупреждению и коррекции негативных форм поведения у детей я использую:
                         психогимнастику;
                         игротерапию;
                         тематическая беседу;
                         проигрывание проблемных ситуаций с последующим их анализом;
                         просмотр русских мультфильмов с последующим их анализом;
                         метод рисунка;
                         песочную терапию;
                         сказкотерапию или психотерапевтические истории для детей.
 Основой практических занятий с детьми является комплекс занятий Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б.. Трехступенчатый подход комплекса включает в себя:
          этап работы с гневом;
         этап обучения навыкам распознавания и контроля негативных эмоций;
         этап формирования способности к эмпатии, доверию, сопереживанию.
Таким образом,  в работе по коррекции негативных форм поведения  реализовываются  следующие задачи:
1.Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными; физическими; творческими и др.)
2. Помогать в преодолении негативных эмоциональных переживаний, препятствующих полноценному развитию личности ребенка.
3. Учить детей конструктивным способам управления собственным поведением (снимать психомышечное напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).
Для решения этих задач необходимо:
- объединение усилий всех педагогов: воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию;
- разработать единую программу коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня психоэмоционального напряжения, целью которой и будет снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Таким образом, на коррекционном этапе в качестве инструмента для работы была выбрана игровая терапия, т.к. она имеет ряд преимуществ перед другими методами в контексте возраста детей и особенностей их поведения.

Список литературы
         Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер. -  2008. – 783с.
         Ребенок и компьютер [Текст]: сб. материалов/ И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова, М.Н. Миронова и др; сост.: И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – Клин: Христианская жизнь. -  2009. – С.47-50, 133-143.
         Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение-Владос. - 1995. – с. 97-98.
         Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение. - 1985. – 176 с.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий