Приветствие


РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СВОЁМ БЛОГЕ!

среда, 8 июня 2011 г.

Типология педагогов по И.В. Вачкову



Работая с педагогами, психолог должен знать:
  • психологию педагога  и педагогической деятельности;
  • профессиограммы (описание труда в профессии) и психограммы (описание человека труда в профессии:
характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сфер) педагогов различных профилей;
  • психологию обучения и воспитания;
  • психологические особенности педагогического коллектива;
  • психологические основы педагогического общения.
         Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Именно поэтому практическому психологу важно хорошо знать состояние Педагогического коллектива, уровень и динамику его развития. Каждый из них переживает периоды становления (новостройка или смена состава), функционирования (когда в основе стабильных параметров организован воспитательно-образовательный процесс) и развития (когда прежнее содержание образования и воспитания и технологии вошли в противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями).
          Согласно типологии, предлагаемой И.В. Вачковым, можно выделить восемь типов педагогов: «наполеон», «нарцисс», «самодур», «штамповщик», «наблюдатель», «кот Леопольд», «доктор Фауст», «самоактуализатор».
«Наполеон» характеризуется неприязненным отношением к детям, откровенно использует их в собственных целях. Такой учитель обладает прекрасными творческими способностями, методическими находками. Его высоко ценит руководство, но не любят дети. Этот тип встречается среди администрации и органов управления образованием.


«Нарцисс» характеризуется неприязненным отношением к детям, но не манипулирует ими, основное внимание уделяет себе и своей творческой работе. Это лектор, следящий за внешней реакцией аудитории, но совершенно равнодушный к ней.


«Самодур» - агрессивный обыватель, оказавшийся в школе по случайному стечению обстоятельств; не способен к творчеству. Неприязнь к детям выливается у него в жесткий контроль над ними.


«Штамповщик» - самый распространенный тип учителя. Любит детей, но не способен к творчеству. Как следствие - действует по установленному шаблону, устаревшим требованиям, готовым рецептам, стереотипам.


«Наблюдатель» характеризуется позицией невмешательства. Отсутствует всякого рода творчество.
К педагогической профессии не расположен.


«Кот Леопольд» - застенчив, боязлив, творчески слаб, но с уважением и любовью относится к детям. Эта позиция приводит к полной пассивности.


«Доктор Фауст» - это учитель, который «лепит» ученика в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Он «формирует» личность и в этом видит единственный смысл жизни.


«Самоактуализатора» характеризует особая система отношений к детям, основанная на принятии их как ценностей, на любви к ним. Это одухотворенная личность с творческим потенциалом, педагогическая деятельность которой направлена на развитие уникальной сущности каждого ребенка.


         Одним из факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога, является позиция, которую он занимает по отношению к детям.
Существует множество классификаций педагогических позиций. Приведу пример одной образной классификации, представленной в книге «психолог в детском дошкольном учреждении» / под ред. Лаврентьевой Т.В./.


Карабас-Барабас. Общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребёнка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружинку: постоянное давление сжимает её, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и её траектория становится малопредсказуемой, а сила – разрушительной.
Активность детей, освобождённых на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети, не обращают внимание на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как, знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе. И дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.
Дошкольник в данной позиции способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть – добиться одобрения.
И всё это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.


Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку чётко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным.
Как следствие – отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.


Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшим желаниям. Не продумывает последствия хотя бы на полшага. В её действиях отсутствует учёт реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.


Спящая красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе её не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Её общение с детьми носит абсолютно формальный характер. Деятельность детей никак не регулируется. Дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях.
Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему либо расторможенными, основное и любимое занятие – баловство.


Наседка. Наилучший вариант воспитательной позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Всё расскажет и покажет, разжуёт, и в рот положит.
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень – вот последствия такой воспитательской позиции.


Снежная королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание – повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпровождением.
Как следствие – эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

Мэри Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных жизненных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру. Проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное – любит детей!
         

Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и «чистых» типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

Скачать документ: ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГОВ ПО И.В.ВАЧКОВУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий