Первый
этап
психологической поддержки педагогов: информирование о том, что проблема
профессиональной дезадаптации и эмоционального выгорания существует и вызвана
объективными причинами – работой в сфере «человек – человек». При таком
сообщении нужно ограничиться упоминанием только тех симптомов, которые не будут
выглядеть угрожающими. Тогда педагоги воспримут это сообщение с радостью,
вызванной тем, что их поняли.
Также необходимо сообщить о том, что
«синдром сгорания» представляется в виде изменений в состоянии и личности
профессионала, того, что отражается на личности человека и его работе. Но
нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону.
Симптомы «сгорания» выступают как
внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике
во время выполнения им должностных обязанностей. К ним следует относиться как к
сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу
коммуникации между «скрытым» и «понятным», неосознанным и осознанным. В
какой-то мере – это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним
происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от
предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей
деятельности.
Другой аспект «позитивности» синдрома
«выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые
внешне в симптомах «выгорания», являются не только непатологическими, но даже
позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти
процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из
этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или
каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома.
Ознакомление педагогов с признаками эмоционального выгорания можно организовать
в виде тренингового занятия.
Второй
этап
стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего страха сделать ошибку,
не достигнуть обязательного успеха. В качестве подготовки стоит провести беседу
о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики.
Третий
этап
необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Подойдет метод
публичного поощрения педагогов, например, создание стенда с названием «Вам
говорим «спасибо». Важна работа по сплочению коллектива (участие в спортивном
празднике, совместная поездка, празднование дней рождения).
Когда в коллективе установится атмосфера
безопасности, психологам опять можно включаться и предлагать педагогам участие
в тренингах, основное содержание которых должны составлять упражнения на
«поглаживания». Здесь есть вероятность столкнуться с сопротивлением некоторых
педагогов. Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее
внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.
Надо
отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку
человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не
может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому нуждается в
поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
Однако «сгорание» не является
неизбежным. Своевременно предпринятые профилактические шаги могут
предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.На сегодняшний день
используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей.
Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее распространенным средством
является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение
его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в
ВУЗе быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица
измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада
компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает
продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения
полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации
компетентность специалиста снижается на 50%.
Со стороны администрации нужна система
поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация
прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители
могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало
более значимым для исполнителей.
Важным аспектом в профессиональной
деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции
возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной,
трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или
предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог
находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что
побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в
ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Психологические основы саморегуляции
включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью:
поведением, эмоциями и действиями. Важная роль отводится процессу самопознания,
поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек
может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого
дня, целого учебного года.
В связи с тем, что педагогическая работа
связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от
педагога эмоционально-волевой регуляции.
Поэтому важным является обучение педагогов приемам аутогенной тренировки. Сам
аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических
и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком
различных средств психологического воздействия на собственный организм и
нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов
аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение,
самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.
Для профилактики и преодоления симптомов
«эмоционального выгорания» широко используется психокоррекция как совокупность
психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического
воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа
проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для
снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и
разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек.
Помимо специальных упражнений и занятий,
представляется важным научить педагогов разделять профессиональную деятельность
и частную жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними
начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического
благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами
разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные
проблемы, являющиеся следствием «выгорания», могут быть облегчены “снижением
рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях,
полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать
думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть
физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы
поразмышлять, или просто горячая ванна. Можно предложить педагогам несколько
рекомендаций по этому поводу. Существует еще несколько рекомендаций для
профилактики и устранения "выгорания"
1.
Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает
обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути,
но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех,
который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень
важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2.
Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с
другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот
процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими
чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь
своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное
решение возникшей у вас проблемы.
3.
Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и
физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от
работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время
праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все
ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый
год, находясь постоянно под действием стресса.
4.
Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими
умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и
положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к
"выгоранию". Например, определение реальных целей помогает
сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные
цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет
способствовать предотвращению "выгорания".
5.
Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат
социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку
зрения в отношении ваших действий.
6.
Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При
решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и
напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические
чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто
усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в
депрессии, которая приводит к "выгоранию".
7.
Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная
взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому
очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических
упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение
массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию
синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс,
попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться
устойчивым и психически.
Учитывая влияние личностных
характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, перспективным
является использование личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических
техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения
синдрома эмоционального выгорания. Личностно-ориентированные методики должны
быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие
необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае
будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию
напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные
предметы. В занятие можно включать приемы сказкотерапии, мандалотерапии,
рисование и другие виды творчества.
Выводы:
1.
Профессиональная деятельность работников сферы образования несет потенциальную
угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (более 70% респондентов имеют различной степени
выраженности признаки синдрома выгорания).
2.
Личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности, робости,
подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности,
напряженности, интроверсии, а также локус контроля имеют значение в
формировании синдрома эмоционального выгорания.
3.
Психопатологические структуры синдрома эмоционального выгорания у работников
сферы образования во многом основываются на личностной тревожности.
4.
Наиболее тесная связь определяется между личностными чертами и тревожно-депрессивным компонентом выгорания,
психосоматическими и психовегетативными
нарушениями.
5.
Малой выраженности синдрома эмоционального выгорания сопутствует отчетливо
выраженный характерологический стержень.
6.
Развитие синдрома эмоционального выгорания связано со снижением показателей
психической адаптации.
Литература:
1.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.— СПб.:
Питер, 2001
2.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические
исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.
3.
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.
2002. №7
4.
Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель
профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
Комментариев нет:
Отправить комментарий